Часто болеющие дети: причины и пути решения проблемы




Иммунная система ребенка начинает формироваться ещё в утробе матери, а после его рождения она проходит сложный путь совершенствования, который длится всю жизнь человека. Чем детский иммунитет отличается от взрослого? Почему происходят нарушения? В чем причина того, что некоторые дети часто болеют? Нужно ли водить ребенка в детский сад или для сохранения здоровья лучше оставить его дома? На эти и другие вопросы отвечает главный специалист аллерголог-иммунолог регионального Минздрава, профессор кафедры педиатрии Ульяновского государственного университета Александр Черданцев.
В каких случаях дети считаются часто болеющими?
В России традиционно сложилось представление, что часто болеющий – это ребенок, активно посещающий детский сад или школу, который болеет 6 и более раз в год респираторными вирусными инфекциями. Западные коллеги считают часто болеющими детьми тех, которые ежегодно переносят такие же инфекции до 8 и более раз. Ребенок болеет инфекционными заболеваниями в силу ряда обстоятельств. Во-первых, потому, что иммунная память у человека не наследуется, а приобретается в процессе встречи с различными патогенами. То есть, чтобы не заражаться каким-либо возбудителем инфекции в старшем возрасте, для начала нужно с ним всё же встретиться в детстве – и порой не один раз. Во-вторых, потому, что иммунная системы детей раннего возраста недостаточно активно запоминает информацию о перенесенной инфекции. И чтобы такая память была устойчивой, приходится наблюдать, что малыш, не успев окрепнуть после заболевания, вновь инфицируется схожим вирусом или микробом. Наглядным примером функциональной незрелости иммунитета у младенцев является необходимость многократной иммунизации одной и той же вакциной, чтобы добиться хорошей защищённости от инфекционного заболевания. Старшим детям и взрослым чаще всего прививки делают однократно. Ну, и в-третьих – рано или поздно начинается социализация детей, что непременно увеличивает их контакты с различными «чужими для них» микроорганизмами за пределами свой квартиры. Что отличает состояние часто болеющего ребёнка от человека с дефицитом иммунной системы – это относительная доброкачественность течения инфекции, без необходимости госпитализации и серьёзной терапии в первом случае, и осложнения после каждой ОРВИ с вынужденным приёмом антибиотиков и других средств интенсивной терапии во втором примере.
Некоторые родители боятся отдавать ребенка в детский сад, потому что он будет общаться с другими детьми и обмениваться инфекциями. Ваше мнение по этому поводу?
Для некоторых детей такие опасения родителей оправданы. Речь идёт об ослабленных детях, с различными фоновыми заболеваниями, с нарушением питания, врождёнными заболеваниями лёгких, сердца, нервной и иммунной систем. Этих детей стараются коллективизировать постепенно, через методики индивидуальных групповых занятий. Для других малышей поход в детский сад, как правило, не является проблемным, сложность больше может быть лишь в плане психологической адаптации. Если каждое утро начинается с нервного стресса, причём у всех членов семьи, то нужно задуматься о том чтобы повременить с таким решением. Пусть ребёнок немного «подрастёт». Мы ведь хорошо все знаем, что хронический стресс, который такой невротизированный ребёнок накапливает изо дня в день, закончится каким-либо болезненным состоянием, в том числе и частыми ОРВИ.
С позиции физиологии иммунной системы, наилучший возраст, когда малыш адекватен по отношению к респираторным инфекциям – это 3 года жизни и старше. Как правило, уже достаточно хорошо работают механизмы распознавания микроорганизмов и эффективной защиты против них. А также, как упоминалось ранее – уже достаточно качественно функционируют клетки иммунной памяти, то есть любая ОРВИ будет оставлять в иммунной системе информацию о свойствах возбудителя, и это всё формирует нашу общую копилку противоинфекционной защиты. Кроме того, многие «сопливые» инфекции в детском возрасте выступают природными иммуностимуляторами и калибруют иммунные реакции, что является важным фактором становления качественного здоровья в дальнейшей жизни человека.
Хочу сказать, что если сознательно изолировать ребёнка от общения с окружающим миром, то к обучению иммунной системы этот человек придёт в более зрелые годы, т.е. избежать такого этапа совершенствования нашего организма, живя на этой планете, невозможно. Но, в отличие от детей, многие взрослые болеют впервые появившейся на их пути инфекцией тяжелее и дольше, в силу более развитых механизмов воспаления, а также уже накопленных хронических заболеваний различной природы, которые могут обостряться.
Прививки ребенку лучше делать согласно Национальному календарю или допустимы отклонения?
Вакцинация способствует формированию специфического иммунитета, исключая необходимость переболеть этой инфекцией. Прививка повышает защиту организма до уровня переболевшего, не нарушая при этом естественные биологические процессы. Прививки детям делают последовательно, с обязательной ревакцинацией, чтобы результат был высокоэффективным. И даже если у привитого ребёнка случится прорывная инфекция (которая описана в научной литературе, как крайне редкое явление), последствия такой болезни не будут фатальными. Календари в разных государствах могут различаться по перечню и срокам введения вакцинных препаратов. Это не является показателем ущербности или привилегией какого-то государства, а связано прежде всего с целесообразностью действий, диктуемых эпидемиологической обстановкой территории, где проживает население страны. Национальный календарь прививок в России в настоящее время включает множество вакцин – 13 обязательных, начиная с дня появления ребёнка на свет, и 18 – по эпидемическим показаниям. В некоторых странах мира эти цифры разнятся в ту или иную сторону, но общие правила для всех систем здравоохранения существуют единые: делать прививки нужно в декретированные сроки, разрешёнными для данного возраста и состояния ребёнка препаратами, в допустимых дозах, с тщательным соблюдением техники и условий проведения. В таком случае вакцина не сделает больно, не навредит, и в трудную минуту жизни защитит здоровье. А возможно, и спасёт жизнь самому близкому вам человеку.
Можно ли заниматься самолечением?
Понятие философское. Для многих это означает вести здоровый образ жизни, принимать какие-то витаминки, биодобавки, быть физически активным. Всё это помогает человеку поддерживать здоровье, в том числе и иммунитет в тонусе. В то же время, если случается респираторная инфекция, важно оценить особенность её течения с позиций рисков осложнений, что способен сделать только подготовленный специалист. Если речь вести про часто болеющих детей, то ОРВИ с одним и тем же возбудителем у малышей может вызывать различные симптомы, поэтому осмотр педиатра должен быть. А вот стандарты лечения, как правило, одинаковые. И многие мамы, имея опыт лечения своих детей, уже хорошо ориентируются в названиях препаратов. Большинство симптоматических и противовирусных средств химического или природного происхождения при правильной дозировке не токсичные, но некоторые могут вызывать аллергию, поэтому контроль за их использованием всегда должен быть. В то же время, очень вредно, когда вирусную инфекцию лечат антибиотиками. Это не даёт никакого улучшения, но может внести разлад в микробиоту организма ребёнка. А вот как определить, нуждается ли часто болеющий ребёнок в антибиотиках, противовирусных средствах, иммуномодуляторах или просто можно ограничиться народными или симптоматическими средствами в облегчении состояния? – Здесь будет нужен совет доктора.